В концепции воспитания МОУ
Гимназия № 10 г.
в качестве основной формы воспитания определено школьное самоуправление,
которое обосновано в воспитательной программе «ПЛАНЕТА ШАНС».
Эта
программа актуализирует педагогическую значимость детских общественных
объединений.
| В детских объединениях определённая часть подростков находит выход из
сложных социально-экономических, морально-нравственных и др. ситуаций,
понимание, защищённость, возможность для безболезненной адаптации и интеграции
в агрессивную социальную среду.
Основываясь на естественной потребности детей в
совместных действиях, детское объединение рассматривается педагогическим
коллективом и родителями как проявление добровольного участия детей и их
свободного выбора в не противоречащей закону, удовлетворяющей их социальные
потребности и интересы деятельности.
|
Детское объединение функционирует в
конкретной социальной среде на основе целенаправленной совместной деятельности
взрослых и детей, что даёт основание рассматривать данное явление как особую
воспитательную систему.
Стержнем этой воспитательной системы является:
- уважение к личности и её правам;
- развитие у школьников стремления к
самопознанию, самосовершенствованию и самореализации;
- создание условий для
формирования компетентной личности, способной к практическому и творческому
решению нестандартных задач и жизненных ситуаций.
По времени реализации
программа «ПЛАНЕТА ШАНС» рассчитана на период всего пребывания ребёнка в школе
и предполагает дифференцированный подход в выборе форм и методов воспитательной
работы с детьми разного возраста.
Трёхуровневая система детских объединений создаёт единую систему детского самоуправления, способную к достижению
поставленных целей и решению задач, возникающих в ходе разнообразной, совместной
деятельности детей и педагогов.
Эта трёхуровневая система представлена
детскими объединениями, дифференцированными по ведущему виду деятельности
школьников и согласно их возрастным особенностям.
При создании такой системы педагогический коллектив гимназии совместно с родителями и детьми учли основные ступени
школьного образования, а также традиции, накопленные в области детского
самоуправления в нашей стране. Поэтому модель ученического самоуправления в МОУ гимназии № 10 г.
Волгограда названа «Ступени» и имеет
следующую структуру:
- «Волгарята» : учащиеся 1-4 классов
- «Союз верных друзей» : учащиеся 5-7 классов
- «Старшеклассник» : учащиеся 8-11 классов
Для реализации воспитательной цели педагогический коллектив гимназии использует годовой цикл школьных
ключевых дел, проводимых, как правило, по методике коллективной творческой
деятельности.
Главной структурной единицей ключевого дела является класс как
первичный коллектив. Но в процессе общей работы происходит взаимодействие
возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. В результате
такого подхода в ключевых делах участвуют все ученики, многие родители, выпускники
прошлых лет и сами учителя.