Создание в гимназии системы дополнительного образования учащихся позволяет сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, воспитывать устойчивый интерес к познавательной деятельности, высокий уровень саморегуляции, развитие творческих способностей у детей.
Дополнительное образование выступает средством непрерывного образования и формирования личности, средством воспитания и в тоже время источником мотивации учебной деятельности, выбора профильного обучения, помогает в выборе профессии.
В настоящее время довольно противоречиво складываются взаимоотношения школы и окружающей среды. С одной стороны, чтобы подготовить ребенка к реальной жизни, его необходимо как можно чаще включать в эту жизнь, а с другой стороны, учитывая социальную и экономическую нестабильность в обществе, а так же негативное влияние на духовное и психическое развитие личности со стороны СМИ, следует достаточно часто ограждать ребенка от негативных явлений.
Все это учитывалось при создании системы дополнительного образования в гимназии.
Основным положением организации дополнительного образования является раннее выявление интересов и способностей детей (задача психологической службы) и талантов (через участие в различных делах), а так же развитие индивидуальных способностей (способность - понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Это развитие осуществляется лишь в процессе той или иной деятельности, в том числе в системе дополнительного образования).
Важнейшим элементом структуры дополнительного образования являются объединения, которые развивают и поддерживают интерес учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность объединений создает условия для разностороннего развития личности.
Дополнительное образование дает глубокий эмоциональный заряд, который подкрепляется видимым результатом: готовая поделка, сыгранная роль, участие в выставке, концерте, соревновании и т.д.
Задачи решаемые коллективом педагогов гимназии, работающих в системе дополнительного образования следующие:
1.развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
2.создание условий для творческой реализации;
3.интеллектуальное духовное развитие личности ребенка;
4.профилактика асоциального поведения;
5.приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
6.создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения.
7.формирование и закрепление традиций школы.
Важнейшим условием для обеспечения успешной организации дополнительного образования является грамотное управление этим процессом. Управление – это не столько процесс идущий сверху вниз: администрация – педагоги дополнительного образования – дети, это целенаправленное взаимодействие сторон, каждая из которых выступает в роли субъектов и в роли объектов управления.
Создание и развитие системы ДО в школе проходит в четыре этапа:
1. Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся);
2. Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений);
3. Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.);
4. Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).
Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.
Своеобразие дополнительного образования проявляется:
-в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени
для полноценного развития своих потенциальных возможностей;
-в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;
-в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;
-в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе
дополнительных образовательных программ;
-в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество,
индивидуальный подход к ребенку);
-в возможности получить допрофессиональную подготовку.
Исходя из перечисленных особенностей дополнительного образования, определяются основные функции ДО:
1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным общеразвивающим программам, получение им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
4) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
5) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
6) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
- художественно – эстетическое;
- научно – техническое;
- физкультурно – оздоровительное;
- туристско – краеведческое;
- военно – патриотическое;
- социально – педагогическое;
- культурологическое;
- естественно – научное.
Общий охват обучающихся в системе дополнительного образования гимназии на период 2018-2019 учебного года составил 40% от общего количества обучающихся (1221 человек), всего работало 30 творческих объединений. Деятельность творческих объединений в системе дополнительного образования гимназии строится на основе дополнительных общеразвивающих программ, ( созданных в соответствии с рекомендациями по составлению программ дополнительного образования) и программ внеурочной деятельности.
В рамках действия ФГОС ООО в МОУ гимназии №10 реализуются программы внеурочной деятельности. Направленности программ: социальная, духовно -нравственная ( классные часы) , интеллектуальная, спортивно -оздоровительная, художественно-эстетическая. Учителями разработаны программы внеурочной деятельности для детей трёх возрастных групп, срок реализации программ- годичный, что даёт возможность ребятам за время обучения поучаствовать в реализации программ различной направленности.
Информация об охвате дополнительным образованием обучающихся МОУ гимназия № 10 в 2018 -2019 учебном году
Стоит отметить, что каждый классный руководитель 1 -11 класса гимназии ведёт учёт занятости учащихся в свободное от учебных занятий время. Ребята занимаются не только в творческих объединениях гимназии, но в учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры района и города. Общий охват детей занятых социально -значимой деятельностью в учреждениях дополнительного образования района и города составляет 30% от общего количества учащихся. Педагоги дополнительного образования систематически проходят курсовую подготовку и повышают свою квалификацию.
Информация об охвате дополнительным образованием обучающихся МОУ гимназия № 10 в первом полугодии 2019 -2020 учебного года
Участники творческих объединений гимназии постоянные и активные участники конкурсных мероприятий, концертных программ на различном творческом уровне.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план организации внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год
Учебный план дополнительного образования на 2022-2022 учебный год
Расписание занятий внеурочной деятельности и дополнительного образования учащихся
Расписание занятий объединений внеурочной деятельности при МОУ гимназии № 10 на 2022-2023 учебный год
Расписание занятий творческих объединений дополнительного образования при МОУ гимназии № 10 на 2022-2023 учебный год
Паспорт программы организации внеурочной деятельности учащихся
Рабочие программы: программы отражены в разделе "Образование"